Филиалы зарубежных вузов в Казахстане: будет ли от них толк?

Всего за три года (2021-2023) в Казахстане было открыто 12 филиалов зарубежных вузов, в основном инженерно-технического профиля, и это вроде бы позитивная тенденция. Но тот факт, что их создают на базе наших университетов, а не как отдельные учебные заведения (по типу узбекских «дочек» российских вузов со своими зданиями и штатами), порождает вопросы. Не получится ли так, что под видом зарубежного образования наша молодёжь будет получать обычное казахстанское? Ведь чтобы готовить «технарей» такого же уровня, как и в головных вузах, необходимы соответствующая материально-техническая база, высококвалифицированный научно-педагогический состав и еще много чего. А есть ли у нас такие условия? Слово экспертам.

Аскар Давлетов, руководитель филиала НИЯУ МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби:
«Вопрос о строительстве отдельных кампусов придется решать»

- Филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (Московский инженерно-физический институт) в Алматы является отдельным юридическим лицом. Он работает на базе Казахского национального университета по соглашению о безвозмездном пользовании, но никак ему не подчиняется.

Действительно, в Узбекистане для филиалов вузов построены отдельные корпуса, что потребовало на начальном этапе значительных финансовых ресурсов. В Казахстане, чтобы ускорить процесс создания филиалов и снизить стартовые капитальные затраты, пошли по схеме их размещения на базе отечественных вузов. Но в будущем вопрос о строительстве отдельных кампусов так или иначе придется решать.

Есть ли толк в зарубежных филиалах? Однозначно есть, ведь любая открытость системы, в том числе и образовательной, является ее плюсом, поскольку позволяет оценить и сравнить различные практики, выбрать лучшее.

Отмечу, что обучение в нашем филиале граждане Республики Казахстан проходят по российской программе с выдачей дипломов государственного образца РФ. Российские образовательные программы кардинально отличаются от казахстанских, но во многом сохраняют традиции советского образования, которое, по моему личному мнению, доказывало свою эффективность и результативность на протяжении многих десятилетий.

Поступление в филиал путем сдачи ЕНТ невозможно – нужно выдержать вступительные испытания, аналогичные тем, что проводятся в головном вузе. При этом обучение в Алматы длится три года, плюс один год студенты находятся в Москве.

Согласно законодательству РФ, филиал может осуществлять свою деятельность только при условии, что не менее 50 процентов занятий проводятся преподавателями головной площадки. А вот на занятиях по общеобразовательным и гуманитарным дисциплинам смысла задействовать их нет.

К вопросу о материально-технической базе, создании учебных и научно-исследовательских лабораторий… Надо понимать, что подготовка инженеров не может носить чисто теоретический характер – все-таки это не гуманитарии. В будущем для обеспечения качественного учебного процесса, безусловно, понадобятся специализированные лаборатории.

Вопрос, касающийся их финансирования, должен, на мой взгляд, решаться совместно с индустриальными партнерами внутри страны, ведь мы собираемся готовить квалифицированных инженеров для казахстанского рынка труда. Только такой практико-ориентированный подход позволит, с одной стороны, обеспечить получение студентами необходимых профессиональных компетенций, а, с другой, установить прочные связи с работодателями.

Так что никакого казахстанского образования под видом зарубежного здесь нет, не говоря уже о том, что качество преподавания и его результативность тщательно контролируются на всех этапах ведущими профессорами головного вуза.

Жаксылык Сабитов, историк, политолог:
«Из системы высшего образования вымываются лучшие кадры»

- Сейчас мы видим только вершину айсберга и не можем прогнозировать, какие тектонические движения будут происходить под ним. То есть нам лишь анонсировали открытие филиалов зарубежных вузов, но, как происходит данный процесс, мы не знаем. Соответственно, сложно судить о том, насколько положительным будет влияние этих инициатив на развитие нашей системы высшего образования.

По идее, открытие филиалов зарубежных вузов должно привлечь в них большое количество высококвалифицированных преподавателей. Но как раз таки с кадрами в университетах страны сейчас есть некоторые сложности. К этому в том числе привели две успешные реформы в системе среднего образования и в сфере науки. После того, как школьным учителям существенно повысили зарплаты, часть вузовских преподавателей с низкими наукометрическими показателями перешли работать в средние учебные заведения. В свою очередь решение увеличить финансирование науки привело к оттоку сильных ученых из университетов в научные организации, где у них есть возможность больше зарабатывать и реже сталкиваться с бюрократией.

Как следствие, из системы высшего образования вымываются лучшие преподаватели. В этой связи возникают и проблемы с подготовкой научных кадров (магистрантов, докторантов). То есть налицо снижение качества человеческого капитала в вузах.

Каким образом это тенденция отразится на филиалах зарубежных вузов, пока непонятно. Результаты их деятельности мы сможет увидеть только через несколько лет, когда они освоятся и начнут выпускать готовых специалистов.

Жаслан Нурбаев, исследователь сферы образования и науки:
«Это позволит внедрить управленческие стандарты мирового уровня»

- Открытие филиалов зарубежных вузов в Казахстане имеет давнюю историю. У нас уже есть такой опыт, в частности, с российскими вузами - с 2000-х годов действуют филиалы МГУ и ЧелГУ. В период с 1991-го по 2000-й казахстанские университеты наладили связи с вузами Турции, США, Германии, Великобритании и других стран. В 2004-м был взят курс на внедрение элементов Болонского процесса, а с 2011-го отечественное высшее образование полностью перешло на трехуровневую систему подготовки бакалавров, магистров и докторов PhD.

Нашим университетам важно обрести зарубежных партнеров, чтобы иметь возможность присваивать двойные степени. Для всего этого есть нормативная база, в том числе Госпрограмма по развитию образования и науки РК на 2020-2025 годы, Концепция развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы, Стратегия интернационализации высшего образования до 2025 года и другие.

Открытие 12 филиалов зарубежных вузов обусловлено следующими факторами. Это поможет внедрить управленческие стандарты мирового уровня и гарантировать высокое качество образования и учебного процесса. Продолжится работа по трансферу технологий, педагогического опыта, цифровых новинок и платформ. Для обеспечения полного участия студентов казахстанских вузов в глобальном академическом сообществе также будет продолжено внедрение полиязычного обучения.

Плюс появляется возможность запустить стипендиальную программу для иностранных студентов, в том числе и для казахской диаспоры. Наши вузы смогут привлечь зарубежных студентов, преподавателей и ученых по обмену, что является важным критерием для различных международных рейтингов (QS, THE и других), в которых они участвуют.

Кроме того, с целью расширения возможностей в плане экспорта казахстанских университетов будут открыты их филиалы за рубежом. Одним из главных приоритетов для Казахстана является образовательный рынок ЦА. В 2021-м странами региона была принята Туркестанская декларация, на основе которой создано Центрально-Азиатское пространство высшего образования. В 2022-м на форуме ректоров был создан Альянс вузов стран ЦА, который стал открытой диалоговой площадкой по развитию в регионе систем высшего образования, сближению и синхронизации их с целью объединения интеллектуального и научного потенциала.

Казахстан и Узбекистан инициируют идею создания платформы «Интеллектуальный Шелковый путь», которая укрепит сотрудничество в данной области. Взаимодействие университетов, в том числе открытие филиалов вузов в соседних государствах, позволит поиску оптимальных путей реализации плана «Один пояс – Один путь» в регионе, в двух- и многостороннем торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве.

This section (Read Next) requires plugin WP Post Blocks installed and activated