За счет чего Казахстан ускорит рост экономики – разбор плана правительства

В 2024 году рост экономики Казахстана составит 6%, заявил министр нацэкономики Нурлан Байбазаров в феврале на заседании правительства.
С учетом выявленных резервов в секторах экономики цель является достижимой, отметил министр.
"Основные резервы, которые могут обеспечить дополнительный вклад в рост ВВП, имеются в обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и сельском хозяйстве", - пояснил он.

Согласно отчету Национального банка Казахстана о финансовой стабильности за 2022 год, рост мировой экономики замедлился на фоне геополитической неопределенности, нарушения логистических цепочек и усиления санкционной риторики.
"В 2022 году рост ВВП Казахстана замедлился до 3,2% и был поддержан в основном сельским хозяйством, благодаря рекордному урожаю зерновых. В целях поддержания финансовой стабильности в Казахстане в 2022 году был предпринят ряд мер для повышения привлекательности тенге. Так, Национальный Банк совместно с Правительством Казахстана принял Программу защиты тенговых депозитов, предусматривающую компенсацию по депозитам физических лиц в национальной валюте", - пояснили в Нацбанке.
Строителям нужно больше средств
В 2023 году – при "старом" правительстве – рост экономики составил 5,1%, заявил экономист Арман Байганов. С учетом смены правительства и новых поручений президента Казахстана ускорение экономического роста до 6% в республике выглядит вполне реалистичным, считает эксперт.

Запуск ипотечной программы "Отау" (ранее анонсировалась как "9-20-25" - Ред.) с 1 марта текущего года поспособствует развитию строительной отрасли, уверен экономист.
"После запуска программы можно будет вторичное и первичное жилье приобретать под 9% годовых, тогда как на рынке сегодня ипотечная ставка в среднем идет от 14%. Таким образом, экономика будет стимулировать сектор ипотечного кредитования. Сейчас ощущается некоторый спад на рынке недвижимости, так как последние полгода сделки не происходят. А чем больше средств будет выделяться именно на поддержку строительного сектора через ипотечное кредитование, тем, соответственно, активнее будет развиваться и строительный сектор. Все это взаимосвязано", - говорит Арман Байганов.
Тем не менее, заложенный на программу "Отау" бюджет – 150 млрд тенге – очень маленький в масштабах страны, считает директор алматинского филиала РОЮЛ "Союз строителей Казахстана" Тимур Нуртаев.

"Если разделить 150 млрд тенге на 17 регионов, а также на количество дней в году, то выходит всего одна выданная ипотека в день. Это очень мало. На ипотечную программу нужно выделять минимум 1 трлн тенге, и тогда мы сможем ощутить рост строительного сектора", - говорит Тимур Нуртаев.
В среднем в месяц в Казахстане регистрируются порядка 30 тыс. сделок купли-продажи – в год выходит около 360 тыс. зарегистрированных сделок по жилой недвижимости, сообщила вице-президент Объединенной ассоциации риэлторов Казахстана Елена Грива корреспонденту Sputnik Казахстан.
"Вклад программы "Отау" будет составлять менее 10 тысяч сделок", - говорит Елена Грива.
По словам Тимура Нуртаева, для роста экономики в секторе строительства правительству необходимо стимулировать отечественное производство стройматериалов.
"Сейчас до 70% строительных материалов мы закупаем за рубежом… Если мы будем стимулировать производство строительных материалов здесь, то и деньги будут оставаться здесь и работать на Казахстан. В первую очередь, надо самим производить металл и всё, что связано с металлом. Далее – отделочные материалы, фаянс, кабельная и трубная продукции. Нужно, чтобы у нас был замкнутый цикл", - пояснил Тимур Нуртаев.
"Хороший инструмент для поддержки строительных компаний, например, программа "Нурлы жер", – заявил Тимур Нуртаев. – По ней государство субсидировало процентную ставку, подводило инженерные сети и позволяло реализовывать часть квартир через Отбасы банк. Будет хорошо, если государство разработает новую подобную программу".
Отметим, что государственная программа жилищно-коммунального развития "Нурлы Жер" на 2020-2025 годы утратила силу согласно постановлению правительства.
Между тем, на заседании правительства в начале марта Нурлан Байбазаров сообщил, что ипотечная программа "Отау" уже стартовала.
"В первый же день было несколько тысяч заявок. В мае месяце, наверное, первые одобрения начнутся", - сказал Байбазаров на брифинге в правительстве.
По его словам, ипотечная программа будет действовать не один год, и холдинг "Байтерек" планирует за счет собственных средств эту программу далее поддерживать.
Транзит, новые проекты и эффект низкой базы
Как Sputnik Казахстан рассказали в министерстве транспорта, резервами для дополнительного вклада в рост ВВП республики в транспортном сегменте являются инфраструктурные проекты.
"Это строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог, строительных железных дорог - Достык - Мойынты, Дарбаза - Мактаарал, Бахты-Аягоз и обводная железнодорожная линия станции Алматы", - отметили в ведомстве.
По словам Байбазарова, положительной динамике в транспортном сегменте должна поспособствовать загрузка новых терминальных мощностей.
Также дополнительный вклад в рост ВВП Казахстана, отметили в Минтрансе, будет осуществлен за счет увеличения объемов перевозок транзитных грузов, а том числе по Транскаспийскому международному транспортному маршруту", - сообщили в ведомстве.

В 2024 году в соответствии с Концепцией развития транспортно-логистического потенциала страны до 2030 года объем транзита должен составить 28,8 млн. тонн.
Перспективы сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности
В сельском хозяйстве, по словам министра нацэкономики Байбазарова, рост объемов производства ожидается с учетом эффекта низкой базы прошлого года (когда впечатляющие темпы роста объясняются его низким стартовым показателем – Ред.).
Как подчеркнул министр, необходимо мобилизовать государственные закупки у отечественных производителей и обеспечить их полное исполнение, подчеркнул министр.
"Эти меры должны дать дополнительный реальный прирост ВВП. Отраслевым госорганам необходимо провести работу по указанным направлениям с учетом всех имеющихся резервов", - отметил Байбазаров.
В обрабатывающей же промышленности, по его словам, увеличение темпов роста можно достичь за счет своевременного ввода в эксплуатацию запланированных в 2024 году новых 180 проектов, заключил Нурлан Байбазаров.
По запросу корреспондента Sputnik Казахстан в министерстве промышленности уточнили, что общая стоимость проектов порядка 1,3 трлн тенге, с созданием около 17,6 тыс. постоянных рабочих мест, в том числе по следующим ключевым проектам:
ТОО "EkibastuzFerroAlloys", ферросплавный завод в Павлодарской области – 92 млрд тенге, 800 рабочих мест, 240 тыс. тонн ферросилиция. Месяц ввода - апрель;
ТОО "KamLitKZ", завод по производству компонентов грузовых автомобилей чугунным литьем в Костанайской области – 78,2 млрд тенге, 300 рабочих мест, 45 000 тонн в год. Месяц ввода - октябрь;
ТОО "Жетысу Вольфрамы", промышленное освоение месторождения вольфрамовых руд "Богуты" в Алматинской области – 135 млрд тенге, 350 рабочих мест, добыча руды в год – 3300 тыс. тонн, переработка руды в год – 3300 тыс. тонн, получение концентрата 10 тыс. тонн в год, 65% концентрата WO3. Месяц ввода - декабрь;
ТОО "Manufacturing - United Energy Qazaqstan", завод по производству стальных конических башен для ветрогенераторов ВЭУ мощностью от 150 КВт до 6 МВт в Карагандинской области – 22,5 млрд тенге, 284 рабочих мест, 45 штук конических башен. Месяц ввода - декабрь;
ТОО "ТехноНИКОЛЬ-КАЗАХСТАН", завод по производству теплоизоляционных материалов в Алматинской области – 43,9 млрд тенге, 220 рабочих мест, 1,4 млн куб. м в год каменной ваты и 400 тыс. куб. м в год полимерной изоляции. Месяц ввода - февраль;
ТОО "Научно-производственная фирма "Пружина", завод по производству пружин для подвижного железнодорожного состава, 1,1 млрд тенге, 51 рабочих мест, 298 560 штук в год. Месяц ввода – сентябрь.
"При выходе на полную мощность всех проектов их объемы производства составят около 1,1 трлн тенге, в том числе планируется на экспорт – 0,6 трлн тенге, импортозамещение – 0,5 трлн тенге", - добавили в ведомстве.
Директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец отмечает, что Казахстан является производителем и экспортером довольно большого количества зерна. Но для развития сельского хозяйства, по его мнению, нужно обратить внимание не на зерновое, а на мясное производство.

"То есть, увеличение количества скота, который пасется на природных пастбищах, и с последующим экспортом этой продукции. Спрос на мясную продукцию и на продукцию молочного производства будет расти, потому что уровень жизни в мире повышается, возникает целый ряд новых крупных потребителей сельскохозяйственной продукции. Тот же самый Китай входит в число крупнейших покупателей сельскохозяйственной продукции – в частности, производимой в России. И, безусловно, увеличение уровня доходов и качества жизни в таких новых развивающихся экономиках, как в Казахстане, создаёт прекрасные возможности для того, чтобы наращивать производство – тем более, что у Казахстана действительно есть такие возможности", - пояснил Алексей Зубец.
Но здесь необходимо решать проблему ирригации, подчеркнул эксперт.
"Если Казахстан собирается развивать именно зерновое и сельское хозяйство, то ключевой вопрос – это вода. И здесь не только там вот для полива зернового производства, но и те же самые сады и так далее. И для этого нужно развитие экономики в части технологий, позволяющих экономить воду. И вот здесь могут появиться дополнительные кластеры технологического развития в части создания и применения тех технологий, которые позволяют с меньшим количеством воды производить большой объём продукции", - сказал он.
Интеграция с Россией
Дополнительным стимулом для роста экономики Казахстана является более глубокая интеграция с Россией, считает Алексей Зубец.
"Планы, безусловно, осуществимы, потому что и без дополнительных мер по стимулированию экономика Казахстана росла примерно на 5%, если говорить о промышленном производстве. А сегодня дополнительным стимулом для развития экономики Казахстана является более глубокая интеграция с Россией. В силу наличия санкционных ограничений, которые были наложены коллективным западом на РФ, в 2022 году появилось дополнительное поле для интеграции и совместных проектов на постсоветском пространстве" - пояснил экономист.
По словам экономиста, российские компании заинтересованы в том, чтобы переносить производство за пределы России и делать это на партнерских основаниях, чтобы потом произведенная продукция попадала на территорию страны.
"Поэтому увеличение объема промышленного производства за счет дополнительных интеграционных проектов с Россией – это, безусловно, возможно", - считает Зубец.
Он убежден, что возможности для такого развития послужат дополнительным импульсом для развития экономики в Казахстане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

This section (Read Next) requires plugin WP Post Blocks installed and activated