Политолог Аман Мамбеталиев о том, кто несёт ответственность за паводки и почему казахстанские чиновники безынициативны.
Сейчас, на мой взгляд, наблюдается какая-то тревожная взаимосвязь. Системные ошибки, накопленные за 30 лет, ввиду неэффективных коммуникаций между ведомствами и организациями, между определёнными структурами в центре и регионах приводят к разного рода происшествиям и нештатным ситуациям. Ситуацию усугубляет слабый контроль или его полное отсутствие со стороны контролирующих органов.
И только когда ситуация уже выходит из-под контроля и умалчивать о ней становится невозможно, наши чиновники начинают что-то предпринимать. Да и то только после того, когда об этом скажет президент Казахстана на экстренных совещаниях.
В этой связи упомяну о ещё одной странной тенденции: когда Касым-Жомарт Токаев приносит извинения за действия, вина за которые лежит целиком и полностью на чиновниках. И эта ситуация из ряда вон.
Подобные факты говорят о системном кризисе мышления казахстанских госслужащих.
В нашей стране за названиями "Жана Казахстан", "Әділ Казахстан" не воспринимаются определённые государственные институты, хотя именно так и должно быть. Созданная за предыдущие три десятка лет госсистема породила госслужащего – безынициативного, нежелающего брать ответственность на себя, ждущего команды сверху, её исполнения в максимально изуродованном виде, исключительно для отчёта.
Этого сейчас не нужно, это сегодня не походит казахстанскому обществу. И об этом говорил президент многократно. Но пока мы видим, что во время кризисов, кстати, возникающих именно из-за этой системной ошибки, на местах чиновники зачастую себя ведут именно так, как привыкли.
Во время последних паводков казахстанцы, к сожалению, не услышали нормального разъяснения со стороны чиновников по поводу того, что и как происходит. Это говорит о системных ошибках в коммуникациях межведомственных организаций. Если бы все ответственные структуры между собой держали связь, скорее всего, в РК не дошли бы до участившихся ЧП.
Уверен, политические реформы, начатые в 2019 году, были адресованы не только к системе. Я имею в виду законодательство, легитимные решения. Конечно, мы понимаем, что нужно время для переосмысления этих реформ, появления новой генерации чиновников. Но из-за того, что страна очень сильно изменилась, вокруг нас многое меняется, думаю, что нужно ускорять все эти изменения, транслировать их в чиновничью среду и, самое главное, в головы чиновников. Иначе такого рода нештатные ситуации будут случаться чаще и чаще.
Мы уже сейчас становимся свидетелями подобных инцидентов. Это результат тех тридцатилетних ошибок и того, что сейчас об этом в государстве заговорили открыто, не скрывая. И нам уже сейчас пора начать переосмысление происходящего.