Что происходит на алматинском ипподроме и планируют ли его сносить.
Вокруг алматинского ипподрома разгорается скандал. Общественница Салтанат Ташимова сообщила, что некоторые скакуны уже несколько дней заперты в стойлах и страдают от жажды. Она утверждает, что таким образом новое руководство пытается выжить коневодов и их животных из ипподрома. Правозащитница предполагает, что собственники планируют снести старейшее в стране спортивное сооружение, чтобы построить ЖК.
Чья земля?
Ипподром, занимающий более 40 гектаров земли, построили в 1930 году. После развала СССР спортивный комплекс попал в частные руки. По данным из открытых источников, в 2008 году объект выкупила компания "Тенгри-Инвест". Недавно у компании сменились собственники, и теперь руководителем числится Ержан Майлыбаев.
У ворот журналистов встретил директор алматинского ипподрома Талгат Жайсанбаев. Он пояснил, что долгие годы сооружение принадлежало иностранцу, далёкому от конного спорта, поэтому пришло в упадок.
"Известно, что у прежнего владельца были свои планы на ипподром – всё снести и построить МЖК. На лошадей ему было плевать. Но потом неравнодушные и достаточно обеспеченные коневоды решили выкупить эту территорию, а меня попросили навести здесь порядок. С января этого года я являюсь директором и занимаюсь развитием ипподрома", – сообщил президент Республиканской палаты по заводским породам лошадей Талгат Жайсанбаев.
Сегодня в конюшнях ипподрома содержат около 200 лошадей, а до конца года число животных планируют увеличить до 250. За каждое стойло хозяин животного платит аренду – это и есть заработок организации. Талгат Жайсанбаев подтвердил, что с некоторыми арендаторами конюшен действительно расторгают договоры, но не из-за закрытия ипподрома, а из соображений эффективного управления.
"Есть лошади спортивные, а есть прокатные. То есть кто-то занимается профессиональным конным спортом, а кто-то просто катает людей по кругу ради развлечения. Первым необходим ипподром, а вторым достаточно культурно-развлекательных центров. Более того, многие просто не смогли подтвердить, что они профессиональные тренеры. Если завтра у кого-то с лошади упадёт ребёнок, кто за это будет отвечать? Именно поэтому мы проводим чистку", – объяснил директор.
Тяжёлые условия
Однако у Натальи Орловой, которая держит своих лошадей на ипподроме более 30 лет, совсем другое мнение. Алматинка убеждена, что руководство выживает тех, кто год назад открыто выступал против сноса здания.
"В ноябре прошлого года у нас было собрание, где поднимали вопрос о сносе ипподрома. Планировали строить новый в Алматинской области. Мы выступили против сноса и обратились в акимат. Тогда в акимате сообщили, что с 2021 года ипподром считается памятником истории и культуры. Тогда тему подхватили многие СМИ, и руководству это очень не понравилось", – рассказала коневод.
В продолжение разговора она пояснила, что в январе, когда к руководству пришли Ержан Майлыбаев и Талгат Жайсанбаев, с неугодными арендаторами отказались заключать договоры.
"Они нам прямо говорят: вы испортили наши планы, поэтому уходите. Но наш договор предусматривал продление, поэтому мы отказались. Тогда они подали на нас в суд, а мы направили встречный иск. И руководству это ой как не понравилось. Они вырыли перед нашей конюшней большую яму, сделав лошадей заложниками, и отключили воду. Нам создали просто невыносимые условия и, чтобы не рисковать здоровьем животных, мы вынуждены съехать", – заявила Наталья Орлова.
На момент приезда журналистов яму перед конюшней уже закопали, но на территории ипподрома продолжал работать экскаватор. Как пояснил руководитель, это связано не с намеренным ухудшением условий содержания лошадей, а с аварией в системе водоснабжения.
"Вы посмотрите вокруг! Ипподром в ужасающем состоянии. Много лет его эксплуатировали, не вкладывая ни копейки. Накопились проблемы со светом и водой. Недавно стало прорывать трубы, и теперь мы вынуждены привозить воду. Своими силами не справляемся, пришлось нанимать спецов с тяжёлой техникой. Вы думаете, мне нравится землю перекапывать? Да мы миллионы отдадим за этот ремонт, чтобы вода была", – объяснил Талгат Жайсанбаев.
Директор ипподрома заверил, что от жажды животные не страдают и в скором времени проблемы с водоснабжением устранят. А что касается арендаторов – конфликт действительно был, но собственники бизнеса имеют право сами решать, с кем заключать контракты, а с кем нет. Теперь споры будут решать в судебном порядке.
Будет ли снос?
Талгат Жайсанбаев подчеркнул, что ни о каком сносе ипподрома сегодня речи не идёт. В подтверждение своих слов директор продемонстрировал план развития спортивного комплекса и сообщил, что уже в мае этого года на территории ипподрома откроют центр иппотерапии для детей.
"Мы готовы вкладываться в развитие этого места: приглашать новых спортсменов, развивать инфраструктуру, создавать рабочие места. Помощи ни от кого не ждём. Одного просим – не мешайте. Каждый день к нам приходят с проверками, всё что-то вынюхивают. Скажу прямо: на этой территории никто не будет строить ЖК. Во-первых, целевое назначение у земли другое. Во-вторых, грунтовые воды залегают очень близко к поверхности. Если раньше и были подобные планы, то от них давно отказались", – заверил глава палаты по заводским породам лошадей.