Депутаты Мажилиса приняли во втором чтении закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков», передает Aqnews.kz
По словам депутата Берика Бейсенгалиева, депутатами после первого чтения дополнительно внесены следующие нормы:
об определении предельного размера ГЭСВ по кредитам и микрокредитам, совместным нормативным правовым актом Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и Национального Банка;
о введении моратория до 2026 года на продажу долгов граждан по банковским займам и микрокредитам коллекторским агентствам;
об исключении особого режима регулирования PDL-микрокредитов или, так называемых, микрокредитов до заработной платы;
о закреплении за банковским омбудсменом полномочии по рассмотрению споров только по банковским займам и о введении института микрофинансового омбудсмена с наделением его компетенцией по рассмотрению споров по микрокредитам.
— Как Вы знаете, если сумма кредита не превышала 50 МРП и срок кредита не более 45-ти дней, то по этим кредитам ставки были очень высокими — от 0,4% в день, что составляет 146% годовых, при этом средняя ставка по МФО по таким кредитам составляла 313% годовых, а ГЭСВ — свыше 1300% годовых. Здесь необходимо отметить, что учредителями основных МФО, работающих на рынке и занимающих 80% от объема PDL-займов на сегодня — являются нерезидентами Республики Казахстан. Теперь такой особый режим регулирования выдачи PDL-микрокредитов исключается из Закона, и они будут регулироваться предельным размером ГЭСВ по кредитам и микрокредитам, утвержденным совместным нормативным правовым актом Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и Национального Банка. Как вы знаете, текущий уровень ГЭСВ сегодня составляет 56%, после принятия Закона, предполагается снижение уровня ГЭСВ ориентировочно до 42% по БВУ и до 50% — для МФО, — сказал Берик Бейсенгалиев на пленарном заседании Мажилиса.
Кроме того, поддержаны дополнительные нормы, касающиеся:
защиты семей, в которых проживают лица с инвалидностью первой или второй групп. Предлагается установить запрет по выселению таких семей в отопительный сезон;
синдицированного финансирования, а именно предусмотрены возможности использования международного стандарта (LMA) для договора синдицированного займа, более 2/3 участников которого является нерезидентами;
запрета банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций предоставлять банковские займы физическому лицу без согласия супруга или супруги, при этом порядок получения, которого и минимальный размер банковского займа, по которому необходимо согласие, определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа;
автоматизации процесса предоставления военнослужащим отсрочки платежей по займу на срок прохождения срочной воинской службы;
внедрения упрощенного порядка исполнительного производства по отдельным категориям дел, что позволит снизить финансовую нагрузку на граждан.